Ионно-дрейфовые детекторы «Кербер». Экспресс-контроль взрывчатых, наркотических и отравляющих веществ на объектах транспортной инфраструктуры
Детекторы серии «Кербер» созданы с учётом многолетнего опыта разработчиков и пользователей систем обнаружения и идентификации опасных веществ и сочетают в себе высокую чувствительность, возможность идентификации широкого спектра химических соединений и низкую стоимость обслуживания и расходных материалов.
Важнейшим элементом обеспечения безопасности на транспорте является правильный выбор комплекса досмотрового оборудования, состав и функциональные возможности которого должны учитывать характер ожидаемых угроз, интенсивность пассажиропотока, внешние условия выполнения досмотровых мероприятий и т.д.
Говоря об угрозе терроризма и мерах защиты от неё, следует иметь в виду, что наиболее вероятными сценариями осуществления террористического акта (как целенаправленного действия, предполагающего причинение максимального ущерба) являются подрыв взрывного устройства либо распыление отравляющих веществ в местах массового скопления людей.
Между тем, Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 №1285, первоначально предусматривает в части оснащения объектов транспорта и транспортной инфраструктуры весьма ограниченный перечень инструментальных средств непосредственного обнаружения опасных веществ.
Возможность использования в террористических целях отравляющих веществ (ОВ), и, соответственно, защита от этой угрозы Программой не рассматривается совсем. Из средств же детектирования взрывчатых веществ (ВВ) в этом перечне присутствуют всего две позиции: портативные обнаружители паров взрывчатых веществ (ВВ) и переносные комплексы обнаружения ВВ на основе быстрых меченых нейтронов.
Заметим, что последние, по своему назначению и принципу действия (ведущему за собой строжайшие требования радиационной безопасности), могут быть использованы, по существу, лишь в единственном случае: когда круг радиусом в несколько десятков метров от работающего комплекса заранее очищен от людей. Иначе говоря, когда уже есть почти стопроцентная уверенность в том, что объект досмотра начинён взрывчаткой, и приведены в действие все возможные меры по минимизации физического ущерба для населения. По понятным причинам, для массового досмотра багажа, ручной клади и тем более людей такая техника не применима.
Можно было бы предположить, что для этих задач предназначены как раз обнаружители паров ВВ. Но практика показывает, что ни один из имеющихся на рынке приборов такого типа с этой задачей тоже в общем случае справиться не может – концентрация паров ВВ в реальных условиях измерений в большинстве стандартных ситуаций оказывается существенно ниже порогов их обнаружения. Кроме того, требуемый для этого уровень чувствительности вообще мало совместим с современными возможностями электроники, принципиально применимой для портативного оборудования.
Однако, уже из статьи представителей ФСБ России «Технические средства обеспечения антитеррористической защиты объектов транспорта и транспортной инфраструктуры. Концепция, разработка, спецификация» («Транспортная безопасность и технологии», №2 (29) 2012) следует, что современная концепция защиты от террористических угроз предполагает детектирование не только паров, но и следов ВВ, а также использование специализированных детекторов следов ВВ на промежуточных носителях (билетах).
При этом детекторы ВВ планируется использовать как минимум в трёх качествах: в системах массового сверхбыстрого контроля, при выборочном досмотре и в составе поискового комплекса диагностики «забытых» предметов.
Данная концепция позволяет сформулировать общие технические требования к детектору ВВ как средству обеспечения безопасности объектов транспорта:
- Желательно, чтобы прибор был многофункциональным: имел возможность обнаруживать как ВВ, так и ОВ, причём как в воздухе (пары), так и на промежуточных носителях (следы).
- Прибор должен быть малогабаритен, иметь автономное питание (для выполнения поисковых функций), но в то же время должен иметь возможность (возможно, посредством дополнительных опций) удобно использоваться в качестве стационарного оборудования в пунктах выборочного досмотра.
- Перечень детектируемых ВВ должен охватывать как минимум основные вещества, используемые в противоправной деятельности. Так, по данным ЭКЦ ГУ МВД по г. Москве за последние 20 лет из незаконного оборота изымались: тротил, тетрил, гексоген, октоген, пикриновая кислота (мелинит), ТЭН (тетранитрат пентаэритрита), ТНРС (тринитрорезорцинат свинца), перекись ацетона, ГМТД, а также смесевые ВВ на основе указанных и аммиачной селитры.
- Газодинамическая схема прибора должна обеспечивать его минимальное загрязнение и возможность быстрой самоочистки, что весьма актуально для данного класса оборудования при высокой частоте досмотровых мероприятий.
- Прибор должен обладать высокой разрешающей способностью для минимизации ложноположительных срабатываний и обеспечения возможности не только детектирования, но и идентификации конкретного вещества.
- Прибор должен иметь длительный срок эксплуатации и не должен требовать дорогостоящих расходных материалов.
Всем указанным требованиям в настоящее время максимально отвечает новый ионно-дрейфовый детектор (ИДД) «Кербер», предназначенный для определения сверхмалых концентраций взрывчатых, наркотических и отравляющих веществ. Детектор был разработан специалистами ЗАО «Южполиметалл-Холдинг» и Московского инженерно-физического института, с августа 2011 года запущен в серийное производство. С марта 2012 года производство детекторов осуществляется на базе специализированной организации – ООО «Модус».
В настоящее время выпускается две модификации приборов: «Кербер» (детектор взрывчатых и наркотических веществ) и «Кербер-Т» (детектор взрывчатых, наркотических, отравляющих и аварийно химически опасных веществ).
В течение 2011-2012 гг. ИДД «Кербер» проходил многочисленные испытания как в лабораторных, так и в реальных условиях.
Лабораторные испытания по выявлению аналитических возможностей детектора проводились:
- Центром специальной техники ФСБ России – по ВВ, НС и устойчивости к ложноположительным срабатываниям;
- Отделом взрыво- и пожаротехнических экспертиз ЭКЦ ГУ МВД по г. Москве – по ВВ и устойчивости к ложноположительным срабатываниям;
- Департаментом специального и криминалистического обеспечения ФСКН России – по НС;
- Институтом проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН и ФГУП «НПП «Дельта» – по АХОВ и ряду классов органических соединений;
- ЗАО «Спецприбор» (г. Тула) – по ОВ.
Детекторы передавались на опытную эксплуатацию службам безопасности аэропортов «Внуково» и «Домодедово» г. Москвы, таможенным органам РФ, Департаменту охраны ГК «Олимпстрой» и получили высокую оценку специалистов за удобство эксплуатации и низкую стоимость расходных материалов.
В соответствии с Решением руководства Центра специальной техники ФСБ России от 01.03.2012 г. № 16/16/С6/2/540 детектор прошёл опытную эксплуатацию в составе комплекса выборочного досмотра на станции «Охотный ряд» ГУП «Московский метрополитен». Важным положительным результатом стало отсутствие за все время ложноположительных срабатываний детектора, при этом анализы проводились в душном, насыщенном различными запахами помещении и проверялись зачастую сильно пахнущие объекты: рюкзаки, дамские сумочки с сильными запахами различной косметики и т. д. В течение срока опытной эксплуатации специалистами Центра специальной техники ФСБ России был проведен ряд проверок с применением тестов следовых количеств различных типов взрывчатых веществ. Во всех случаях детектор показал способность к их уверенному обнаружению и правильной идентификации.
В заключение следует отдельно подчеркнуть, что при работе со сложным высокотехнологичным оборудованием, к коему, без сомнения, относятся и средства обнаружения опасных веществ, требуется создание соответствующей организационной инфраструктуры, без которой даже самая совершенная техника может оказаться бесполезной. Двадцатилетний опыт производства и обслуживания тысяч единиц сложной аналитической техники позволил специалистам ООО «Модус» решить вопросы организации подготовки персонала и создать централизованную систему технической диагностики ИДД «Кербер», их сервисного обслуживания, ремонта и снабжения необходимыми расходными материалами.
«Транспортная безопасность и технологии», №3 (30), сентябрь 2012 г.