Металловед из чемоданчика («За рулём», 1 мая 1999 года)
Статья о первом серийном приборе АО «Южполиметалл-Холдинг» — рентгенорадиометрическом анализаторе «ПРИМ-1», — опубликованная в журнале «За рулём» за 1 мая 1999 года. Неожиданно стала самой успешной нашей рекламной кампанией тех лет.
МЕТАЛЛОВЕД ИЗ ЧЕМОДАНЧИКА
Приборы семейства ПРИМ содержат радиоактивные изотопы, но способны навредить только нечистым на руку людям.
Помните, как герои комедийного фильма, решив перевезти контрабандой драгоценности, отлили бампер автомобиля из золота, аккумулятор начинили изумрудами, а под крышкой звукового сигнала спрятали огромный бриллиант? Наши не менее изобретательные контрабандисты, окрасив под «серый чугун» слитки платины, оформили груз как черный металл (реальный случай). Казалось, успех аферы гарантирован, но... рентгенорадиометрическому анализатору ПРИМ хватило двух минут, чтобы обнаружить подлог.
Подкупить ПРИМ невозможно, так как он предмет неодушевленный. Чемоданчик размером 470х350х160 мм и весом 8,5 кг содержит выносной датчик-детектор, блок обработки информации, компьютер-ноутбук и аккумуляторы. Емкости батарей хватает на четыре часа непрерывной работы прибора в автономном режиме. На раскрытие рецептуры исследуемого образца и расчета массовой доли его компонентов анализатору требуется, в зависимости от сложности поставленной задачи, от 20 до 200 секунд.
К сожалению, «зрительные» способности ПРИМа небезграничны: он распознает скандий, титан, ванадий, хром, кобальт, иридий, платину, золото, уран — всего около 46 химических элементов (а именно — ряд металлов). Однако, как показывает практика, этого вполне достаточно, чтобы использовать прибор на полную катушку. К примеру, таможенники Калининградской области с помощью ПРИМа не только ловят контрабандистов, но и определяют пригодность поставляемых в Россию автозапчастей.
Каким образом? Честный производитель на материалах экономить не станет, чего не скажешь о подпольщиках. ПРИМ без труда определит химический состав стали оригинальной детали и «исследуемого образца». Остается сравнить полученные результаты и сделать соответствующие выводы. Если нет эталона, воспользуйтесь услугами толкового инженера, который знает, из чего должна быть изготовлена деталь.
А как быть, если запчасть имеет покрытие: к примеру, слой хрома или никеля — способен ли прибор видеть сквозь него? Да, если толщина покрытия не больше 100 мкм. В противном случае с детали придется снять «шкуру». Использовать ПРИМ могут и производители — например для анализа химического состава стали.
Интересно, что ПРИМ способен работать не только с металлами. «Взглянув» на стены лаборатории, прибор немедленно выявил содержание в них... стронция! Проморгала таможня — краска-то импортная! Случается, аналогичные подарки содержат и пластиковые детали отделки салона. Правда, в неметаллических материалах можно лишь выявить присутствие того или иного элемента, а не его содержание. Однако и такой информации, как правило, достаточно, чтобы уличить недобросовестного поставщика.
В создании прибора принимали участие ВНИИ технической физики и автоматизации, Петербургский институт ядерных исследований, ВО «Изотоп», НПО «Маяк», Уральский политехнический институт (УГТУ-УПИ) и т. д., а объединило их усилия АО «Южполиметалл-холдинг».
Есть ли у ПРИМа конкуренты? Разумеется. Среди них приборы модели Х-МЕТ 880 (Финляндия) и Metallurgist (США). Однако их «зрение» куда хуже, чем у отечественного прибора, а цена, напротив, в три раза выше. К тому же «россиянин», хоть и рожден в тепличных условиях лаборатории, успешно работает при температуре от —20 до +40°С, в то время как теплолюбивый «американец» (рабочий диапазон температур 0...+49°С) вряд ли выдаст точный результат в условиях русской зимы.
Вы заинтересовались? Тогда спешим обрадовать: приобретать ПРИМ совсем не обязательно. Сегодня его услугами можно воспользоваться (разумеется, за соответствующую плату), обратившись на ближайший таможенный терминал.